Создание религиозной группы

 
Инна Загребина
Адвокат, главный редактор журнала
«Юридическое религиоведение» 
 

10 марта 2010 г. вступило в силу Постановление Европейского Суда по правам человека (далее - ЕСПЧ) по делу "Кимля и другие против России". Данным Постановлением было установлено, что требование части 1 статьи 9 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", о необходимости подтверждения существования религиозной группы не имеющей подтверждения о вхождении ее в централизованную религиозную организацию на протяжении не менее 15 лет, не соответствует положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод. По мнению ЕСПЧ данная норма не отвечала критерию необходимости в демократическом обществе, который является одним из условий правомерного ограничения прав и свобод человека. 

Поскольку в соответствии с часть 4 статьи 15, часть 1 статьи 17 Конституцией Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права, наряду с международными договорами Российской Федерации, являются составной частью ее правовой системы, то они должны учитываться федеральным законодателем при регулировании общественных отношений. 

На этом основании норма о 15-летнем «стаже» для религиозных групп должна была быть отменена, что и было сделано. Однако правовое регулирование деятельности религиозных групп, на наш взгляд, только ужесточилось. 

Начнем по порядку. Право на создание и деятельность религиозных групп является одной из форм реализации конституционных прав граждан. В соответствии со статьи 28 Конституции РФ каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. 

Статьей 30 Конституции РФ предусмотрено право граждан на объединения без какой-либо государственной регистрации, разрешения или уведомления. 

Согласно статье 6 Федерального закона от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. 

Религиозные объединения могут создаваться как в форме религиозных групп, так и форме религиозных организаций. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозной группой признается добровольное объединении граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации. Право граждан исповедовать и распространять свою веры без государственной регистрации является существенным признаком, отличающим религиозную группу от религиозной организации. Государственная регистрация является правом, а не обязанностью религиозного объединения. 

Государственная регистрация связанна исключительно с приобретением правоспособности юридического лица и ее никак нельзя рассматривать как разрешение на деятельность. Иначе это бы вступало в противоречие с 28 статьей Конституции РФ. Поскольку гарантированное статьей 28 

Конституции право на совместное вероисповедание является непосредственно действующим, и не связано с какой-либо регистрацией. 

Уведомление о создании и продолжении деятельности 

В силу все того пункта 2 статьи 7 вышеуказанного закона в новой редакции, все без исключения религиозные группы обязаны подавать уведомления в орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, по месту осуществления деятельности религиозной группы о начале и продолжении своей деятельности. Следует отметить, данная норма подразумевает не право, а обязанность религиозных групп. Обязанность в свою очередь должна поддерживаться мерой государственного принуждения. Что уже само по себе нарушает конституционный принцип свободы совести. 

Уведомления вправе подавать руководители (представители) религиозной группы, а также, в случае вхождения религиозной группы в структуру централизованной религиозной организации, руководящий орган (центр) централизованной религиозной организации. 

Из вышеуказанной нормы следует, что религиозные группы могут входить в структуру централизованных религиозных организаций. Следовательно, могут являться делегатами ее общего собрания. 

Следует обратить внимание, что Уведомление имеет определенную форму, утвержденную органом, уполномоченным принимать решение о государственной регистрации религиозной организации. Но в обязательно порядке, в силу закона должно содержать в себе следующие сведения: 

  • об основах вероисповедания;
  • о местах совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
  • о руководителе (представителе), гражданах, входящих в религиозную группу, с указанием их фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства. 

После введения обязательности уведомления логично задуматься, что будет тем, кто не уведомил и как обезопасить себя «домашним» группам, да и просто домашним посиделкам верующих за чаем, которые не являются по своей сути религиозными группами. К сожалению, в связи с нововведениями имеющееся в законе определение термина «религиозная группа» перестает нести в себе правильную правовую нагрузку в связи с широким толкованием. Под имеющееся толкование на сегодняшний день попадают все без исключения собрания верующих вне культовых сооружений.

Например, собрались единоверцы дома у кого-то вечером среди недели помолиться – это религиозная группа. Собрались несколько верующих семей для совместного общения, также религиозная группа и.т.п. Между тем, если граждан при реализации ими своих прав в вышеописанных ситуациях представители органов государственной власти будут пытаться привлечь к ответственности по факту не подачи уведомления, следует иметь в виду, что создание религиозной группы не может происходить иначе, как при наличии субъективного намерения участников образовать религиозную группу.

Только лишь факт осуществления несколькими лицами совместных религиозных действий не может рассматриваться как создание религиозной группы. Фактическое участие физического лица в совместном исповедании и распространении веры с другими лицами не может отождествляться с выражением сознательного намерения выступить создателем объединения. Таким образом, верующие имеют право, как осуществлять совместную религиозную деятельность по исповеданию и распространению веры без образования религиозной группы, так и учредить религиозную группу. Иное толкование, согласно которому религиозная группа признается возникшей при наличии объективных признаков, определенных в вышеуказанной ст. 6 Закона, в том числе формально выраженного волеизъявления участников образовать религиозное объединение противоречило бы ч. 2 ст. 30 Конституции. Между тем, в случае спора с представителями органов государственной власти данную истину придется доказывать не исключено, что путем обращения в судебные органы. 

Не совсем понятно, как при обнаружении подобной группы граждан поведут себя органы государственной власти. Но, в случае привлечения к ответственности граждан за подобные «правонарушения», на наш взгляд, необходимо обращаться в суд за защитой своих прав, чтобы судебная практика в вопросах частной жизни граждан оставалась положительной. 

В случае если религиозная группа будет действовать без уведомления, ее действия (бездействие) будут квалифицироваться по статье 19. 7 КоАП РФ, согласно которой ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде влечет за собой: 

  • предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей;
  • на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

 Между тем, в целях избежания недоразумений и путаницы между религиозными группами действующими без статуса юридического лица и домашними группами, являющимися служением религиозной организации при нынешней действительности будет целесообразно религиозным организациям рассмотреть в протоколах одним из пунктов проведение богослужений по определенным дням по конкретным адресам. А также выдать служителю домашней группы пакет документов, включающий в себя копию свидетельства о регистрации религиозной организации, копию устава, выписку из вышеуказанного протокола, а также документ подтверждающий принадлежность священнослужителя к религиозной организации. В противном случай данный факт придется доказывать в суде. 

Следует обратить внимание, что законом установлены сроки подачи уведомления. Религиозная группа обязана представлять уведомление о продолжении своей деятельности не реже одного раза в три года со дня последнего уведомления органа, уполномоченного принимать решение о государственной регистрации религиозной организации. 

Также следует обратить внимание на еще один казус. Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками. 

Вышеуказанная норма делает сложно выполнимым требование об указании в уведомлении всех мест проведения богослужений, обрядов и ритуалов. По сути, если строго следовать букве закона, получается необходимо перечислить все адреса места жительства участников религиозной группы, а также, имеющееся у них недвижимое имущество, включая дачи, где тоже в летний период могут проводиться богослужения. 

Невольно возникает вопрос, а что делать, если вдруг группа сменила место встречи, а адрес не указан в регистрации? А как быть с ритуалами, неужели, на всякий случай, необходимо будет прописать в уведомлении все кладбища и крематории того или иного города, где тоже могут проводится ритуалы погребения. И в случае если все же эти места не будут указаны за это тоже будет предусмотрена юридическая ответственность? 

Следует отметить, что законом не предусмотрено ни наличие в религиозной группе каких-либо учредительных документов, ни требований о формировании у религиозной группы каких-либо органов управления. 

Основное требование законодательства к религиозным группам — это соответствие религиозной группы целям и признакам религиозного объединения установленных ст. 6 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». В частности, целями религиозной группы являются исповедание и распространение веры. Признаками: наличие вероисповедания, проведение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозной воспитание своих последователей. 

Участники религиозной группы 

В религиозную группу могут входить как граждане Российской Федерации, так и иные лица (иностранные граждане и лица без гражданства), постоянно и на законных основаниях проживающие на территории Российской Федерации, что прямо закреплено в пункте 2 статьи 7 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». При этом Закон не содержит в себе какие-либо количественные критерии, он не устанавливает и не ограничивает численность участников группы. Это могут быть как 2 человека, так и 2000 человек.

В категории нет материалов.

Мы используем файлы cookie, это помогает сайту работать лучше. Если вы продолжите использовать сайт, мы будем считать, что вы не возражаете.